3.1. Подъемные лебедки

skg40_leb

Спускоподъемные операции в бурении осуществляются подъемным механизмом, состоящим из многоскоростной лебедки и полиспастной системы. Буровой станок или лебедка приводится в движение от двигателей через редуктор, цепную передачу или коробку скоростей.

В зависимости от типа двигателей лебедка связана с паровой машиной непосредственно цепной передачей, с электромоторами - через редуктор, с двигателями внутреннего сгорания через коробку скоростей, реверсивную трансмиссию, турботрансформатор и т. д.

В буровых установках с объединенным приводом ротора и лебедки (БУ-40 и т. д.) вращение валов бурового станка осуществляется многорядными цепями от коробки передач. Вращение бурильным трубам и долоту передает ротор, который приводится в движение через коробку скоростей (ПИР), либо от двигателей лебедки через ее трансмиссию, либо от карданного вала, получающего вращение от коробки передач.

Подъемные лебедки предназначены для спускоподъемных операций с бурильными трубами, спуска колонн обсадных труб, передачи вращения ротору при отсутствии ПИР1, свинчивания и бурильных и обсадных труб при спуске их в скважину от катушки или через ротор, для выполнения разных вспомогательных работ по тяжестей в вышку посредством каната и якоря через катушку.

Лебедки бывают различной грузоподъемности. В настоящее время в бурении применяются лебедки грузоподъемностью от 40 т (для бурения на глубину до 1000 м) до 150 т (для бурения на глубину свыше 1500 м).

Наличие нескольких скоростей в лебедке позволяет наилучшим образом использовать установленную мощность двигателя лебедки при подъеме инструмента с различных глубин вследствие значительной неравномерности веса инструмента, поднимаемого из глубокой скважины с разных интервалов. Правильное использование скоростей лебедки обеспечивает высокие скорости подъема при наивыгоднейшем использовании мощности двигателя.

Применяемые в настоящее время на промыслах стационарные буровые установки укомплектованы лебедками мощностью 300-350 л. с, с натяжением каната 8-17 т (только имеющая некоторое распространение лебедка ЛМ2-2 оборудуется двигателем мощностью 130 л. с).

Конструкция лебедки

Лебедка собрана на заводе целиком на сплошной металлической раме, состоящей из трех вертикальных стоек, опирающихся на нижнюю раму из корытного железа и скрепленных сверху железной перекладиной.

Для изготовления рамы используют отработанные бурильные трубы диаметром 6. Она имеет два вала: барабанный (подъемный) и трансмиссионный.

Барабанный вал лебедки опирается на два подшипника, корпусы которых укреплены на стойках лебедки. Барабан укреплен на валу шпонками. По левую сторону от барабана для передачи тихого хода на валу насажено вхолостую цепное колесо (z=27), включение которого производится кулачковой муфтой. По правую сторону барабана для передачи быстрого хода укреплено на шпонке цепное колесо (z=15). Трансмиссионный вал лебедки опирается на три подшипника, корпусы которых укреплены на стойках рамы лебедки. На левом консольном конце трансмиссионного вала на шпонке посажено цепное колесо (z=11), служащее для передачи движения простой катушке (шпиль).

На правом консольном конце трансмиссионного вала на шпонке посажена безопасная катушка. На валу посажены цепное колесо (z=24) на шпонке, соединяемое втулочно-роликовой цепью с колесом на редукторе; цепное колесо (z=11) на шпонке для передачи движения тихого хода цепному колесу подъемного вала; там же посажено вхолостую цепное колесо (z=18) для передачи движения (быстрого хода) цепному колесу   подъемного   вала, включаемого кулачковой муфтой. Диаметры валов лебедок 148 и 150 мм.

Опоры валов - подшипники скользящего трения. Они состоят из двух половин - корпуса и крышки, залитых внутри баббитом. Крышка подшипника имеет прилитую коробку для масла, сообщающуюся отверстием с внутренней полостью подшипника; диаметр расточки подшипника соответственно 148 или 150 мм; длина опорной части под шейку вала 205 мм.

Для передачи движения ротору на трансмиссионный вал посажено вхолостую цепное колесо (z=27), включаемое кулачковой муфтой. Весь механизм управления лебедкой сосредоточен у левой стойки лебедки в одном месте, называемом постом бурильщика.

Педаль включения роторной передачи снабжена защелкой, удерживающей педаль во включенном положении. На специальный палец, укрепленный на левой стойке лебедки, посажена вхолостую простая катушка. Эта катушка приварена к цепному колесу малого шага (z=11) на общей втулке и приводится во вращение втулочно-роликовой цепью от цепного колеса трансмиссионного вала. Цепные передачи лебедки ограждены щитами жесткой сварной конструкции.

Понравилась эта статья? Поделитесь ею!